История потребкооперации Марий Эл

История потребительской кооперации Республики Марий Эл

7 апреля 1921 г. обнародован декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О потребкооперации». Кооперации предоставлялось широкое право заготовок и закупок всех товаров, кустарных изделий и сельхозпродуктов от крестьян. Функция распределения товаров перешла к кооперации. На основании этого декрета на Марисоюз возлагалось руководство работой по вовлечению населения в существующие потребительские общества.

 

 

9 июня 1921 г. состоялся 1-й областной съезд уполномоченных Марисоюза. Органами управления Марисоюза были Правление и Совет, контроля – Ревизионная комиссия. Правление состояло из 5 постоянных работников, совет – из 15 человек. Первое правление Марисоюза было избрано на организационном собрании уполномоченных 9-11 июня 1921 года. Первым председателем правления стал А.В.Асьянов.

В 1921-1922 гг. Марисоюз вел жестокую борьбу за существование, в первое время приходилось работать в условиях страшного голода, охватившего Марийскую автономную область. Марисоюз, как общественная организация, был призван помочь голодавшим. К марту 1922 г. организована сеть из 419 столовых, в которых питалось 48860 человек. Кооператоры прилагали огромные усилия, чтобы накормить как можно больше людей, спасти их от голодной смерти.

С переходом к НЭПу условия деятельности кооперации резко переменились: функция распределения была снята. Экономическая обстановка, борьба государства за бездефицитный бюджет заставили перевести кооперацию с содержания за счет государства на содержание за счет ее собственных операций. В 1923 г. наблюдался рост числа потребительских обществ, активизация их работы. Потребкооперация провела ряд мер, которые закрепили ее связь со своими пайщиками: были снижены цены при закупке товаров в кооперативе и увеличены при сбыте через кооператив продуктов труда своего производства, проценты на паи. Повсеместно шло привлечение пайщиков.

20 мая 1924 г. ЦИК и СНК издали декрет «О потребкооперации». На основании этого документа были приняты Нормальный устав и постановление о порядке регистрации обществ потребителей и их союзов. Нормальный устав предоставлял право местному союзу определять минимум членства, устранял обязательность членства общества потребителей в союзе, предоставлял право вступать в другие союзы.

К концу восстановительного периода потребительская кооперация МАО добилась значительных достижений. К декабрю 1925 г. в области работало 115 объединений потребительской кооперации, охватывающих 18000 человек, 81 кооператив с 11342 пайщиками. Новые задачи, вставшие перед страной, определили необходимость совершенствования работы местных, государственных и общественных организаций. Свой вклад в развитие основ нового общества внесла и потребительская кооперация, которая всю свою деятельность связывала с задачами индустриализации страны и кооперирования деревни.

Анализируя путь, пройденный кооператорами Марийской республики до 1941 г., можно сделать вывод, что с момента образования финансовое состояние потребительских обществ достаточно укрепилось, развивалась их материально-техническая база, сократилось число убыточных сельпо, увеличился паевой фонд на основе роста численности пайщиков, развивалось собственное производство.

В военные годы Марийская АССР находилась в тылу, ее обошли стороной сражения, но здесь был свой фронт – трудовой, требовавший не меньшего мужества и самоотверженности. Организации потребкооперации перестроили свою работу на военный лад. В 1941-1945 гг. с введением в стране нормированного снабжения необходимо было осуществить переход от развернутой торговли к дифференцированному снабжению населения продуктами питания и товарами первой необходимости. Жизненно важным становились организация подсобных хозяйств, заготовка сельхозпродуктов, дикорастущих плодов и ягод, расширение сети общественного питания, решение кадровых проблем, возникших вследствие всеобщей мобилизации.

Из первоочередных задач, возложенных на потребкооперацию в военные годы, наиболее важными являлись учет и распределение хлебопродуктов. Благодаря потребкооперации во многих районах республики были открыты новые мельницы и пекарни, а производство хлеба возросло на 85%. Необходимость увеличения выпуска хлебопродуктов была связана с ростом количества предприятий промышленности, увеличением числа эвакуированного населения и работавших для нужд фронта. Республиканское руководство отводило потребкооперации большую роль в снабжении армии и тыла продуктами питания и предметами первой необходимости.

В 1945 г. советский народ вернулся к мирному труду. Был принят план восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946-1950 гг., предусматривавший отмену снабжения населения по карточкам. Деятельность потребкооперации была направлена на ликвидацию последствий войны. Перед потребительской кооперацией МАССР встали новые задачи: расширение торговой сети, увеличение ассортимента товаров широкого потребления, организация коммерческой торговли. Во многих районах республики в системе потребкооперации были организованы предприятия по производству мебели, кожи, посуды, головных уборов, резины, мыла, галантереи и многого другого.

Благодаря коммерческой торговле увеличился ассортимент и повысился товарооборот. Сеть предприятий общественного питания увеличилась в три раза по сравнению с 1945 г. Организации потребительской кооперации в послевоенный период сталкивались со многими трудностями в работе, но основные поставленные задачи были выполнены. Паевой фонд потребкооперации Марийской АССР увеличился, также увеличился средний пай, непланируемые потери были снижены наполовину, прибыль составила 3,917 тыс. рублей.

К концу 1947 г. Марпотребсоюз в своей системе имел 79 оптово-розничных организаций, в т.ч. 13 райпотребсоюзов, 63 сельпо, 2 рабкоопа и 1 горпо. Хозяйство Союза состояло из 5 самостоятельных предприятий: торговая база, заготовительная база, транспортная контора, промкомбинат и торгово-кооперативная школа.

В начале 50-х гг. для устойчивости в хозяйственном отношении проведено укрупнение маломощных потребительских обществ. В 1953 г. на территории Марийской АССР в результате слияния мелких нерентабельных сельпо были организованы 4 райпо, которые впоследствии значительно улучшили свою работу. Все отрасли деятельности, кроме транспорта, были рентабельны.

В 1959-1965 гг. быстро развивались сельское хозяйство и промышленность, росло благосостояние народа. Укреплялось финансовое положение организаций потребкооперации в Марийской АССР. Источниками пополнения оборотных средств являлись прибыль и паевые взносы. Число пайщиков достигло 171 тыс.человек с паевым фондом более 2 млн. рублей. Строительство Марпотребсоюзом на селе объектов торговли и общественного питания получило новый импульс. До 1965 г. в основном строили деревянные магазины на 1-2 рабочих места, впоследствии строительство стало вестись только по типовым проектам не менее чем на 4 рабочих места, универмаги на 12-18 рабочих мест, столовые и рестораны на 100 посадочных мест.

С первых дней своей деятельности потребкооперация республики являлась основной торгующей организаций на селе. В 1969 г. ассортимент товаров, продаваемых на селе, не отличался от городского.

 

По состоянию на 1 января 1970 г. Марпотребсоюз объединял:

  • 25 потребительских обществ,
  • 6 совхоз-рабкоопов,
  • 4 рабкоопа,
  • 1 горпо,
  • 4 райпо,
  • 9 райпотребсоюзов,
  • 14 райзаготконтор,
  • 3 горкоопторга,
  • 6 промкомбинатов,
  • 2 овощесушильных завода,
  • 2 межрайонные торговые базы,
  • торгово-закупочную базу,
  • заготсбытбазу,
  • зверохозяйство,
  • коопзверопромхоз,
  • строительное управление,
  • профтехучилище и
  • автоэкспедиционную базу с автопарком в 150 машин.

Розничная торговля включала в себя 1267 предприятий и 196 предприятий общественного питания.

 

Для первой половины 70-х гг. были характерны различные виды соревнований, смотры-конкурсы. Они проводились по инициативе Марпотребсоюза среди кооперативных предприятий. Была широко развернута такая форма, как соревнование по профессии.

К середине 70-х гг. почти все магазины были переведены на новый формат торговли – свободный доступ к товарам, торговля по образцам, по заказам покупателей, развозная торговля и т.п. Устанавливалось новое технологическое оборудование, расширялся ассортимент товаров, улучшалась культура обслуживания. Все это позволило значительно увеличить объем товарооборота.

В 1974-1978 гг. деятельность потребительской кооперации республики была направлена на осуществление программы в области повышения благосостояния людей, на сближение уровня жизни городского и сельского населения. Сельские жители приобретали все больше товаров культурно-бытового хозяйственного назначения, необходимых для полноценного отдыха, строительства и обустройства жилья, облегчения труда по ведению домашнего подсобного хозяйства. Немалую роль в удовлетворении потребностей населения в товарах народного потребления играла кооперативная промышленность, которая была основным поставщиком на селе хлебобулочных и колбасных изделий, безалкогольных напитков. В эти годы для обслуживания тружеников села потребительская кооперация имела 1082 магазина, 284 предприятия общественного питания, 76 хлебозаводов и другие объекты, способствовавшие полному удовлетворению запросов. Проводилась работа по совершенствованию заготовительной деятельности.

 

Видео о Марпотребсоюзе в 1975 году

 

С начала 80-х гг. деятельность потребительской кооперации получает новое направление, нацеленное на увеличение производства мяса за счет откорма животных на пищевых отходах и экономное расходование концентрированных кормов. Для решения этой задачи правление Марпотребсоюза рекомендовало организовывать при каждой столовой, расположенной вне райцентра, откормочный пункт на 15-20 голов свиномолодняка.

Особое внимание уделялось капитальному строительству на селе. От этого зависела сохранность товарно-материальных ценностей, условия их хранения, объем и количество выпускаемой продукции, условия работы и отдыха, жилищно-бытовые условия и закрепляемость кадров.

Правлением Марпотребсоюза подчеркивалась необходимость ужесточить режим экономии во всех сферах деятельности потребительской кооперации, усилить борьбу с расточительством, халатностью, злоупотреблениями, хищениями, приписками. Лозунг «Экономика должна быть экономной» стал девизом в работе для всего трудящегося населения.

Вторая половина 80-х гг. прочно закрепила в нашем понятии слово «перестройка», которое предполагало глубокое обновление всех сторон жизни, демократизацию общества, решение важных, масштабных задач и, прежде всего в экономике, суть которых – ускорение социально-экономического развития страны. Одно из центральных мест в усилении экономических методов руководства занимало внедрение полного хозрасчета. Трудовой энтузиазм, желание внести новую волну в застоявшуюся жизнь, перестроить ее, огромный поток информации способствовали некоторому ускорению темпов развития производства и потребительской кооперации. Но кардинальной перестройки в деятельности потребительской кооперации не произошло. Кооперативная промышленность республики не отвечала требованиям времени, допускались нарушения стандартов и технических условий, были потери от брака, не соблюдалась технологическая и производственная дисциплина. Руководителям предприятий, потребительским обществам рекомендовалось провести аттестацию рабочих, осуществить переход на двух-трехсменную работу, вводить в производство механизированные линии, осваивать изготовление новых видов продукции, искать дополнительные товарные ресурсы за счет внутренних резервов.

В 1988 г. принят закон «О кооперации в СССР». Он предоставлял право кооперативным организациям определять планы своего социально-экономического развития. Утверждалась система самоуправления и самофинансирования. Закон должен был способствовать наиболее полному и быстрому выполнению Продовольственной программы, утвержденной в 1986 г. В состав Марпотребсоюза в 1988 г. входили 7 сельских потребительских обществ и горпо, 14 районных потребительских обществ и 1 районный потребсоюз, 160 тыс. членов-пайщиков были в рядах Марпотребсоюза.

Потребительская кооперация не могла находиться в стороне от бурных общественных событий. В те годы это была, пожалуй, единственная организация в республике, которая на фоне спада общественного производства продолжали наращивать выпуск собственной продукции. Потребкооперация играла в республике ведущую роль в обеспечении населения лесными и строительными материалами. Продажа строительных материалов сельскому населению рассматривалась как одно из важнейших направлений торговой политики на селе, она была прямо связана с обустройством жилья и закреплением людей на селе.

В 1990 г. многие потребительские общества включились в работу по созданию собственной малой пищевой индустрии.

1994 год занимает особое место в истории потребительской кооперации. Впервые отношения потребкооперации с органами государственного управления стали строиться на договорной основе. Было заключено соглашение Правительства Республики Марий Эл и правления Марпотребсоюза. Это соглашение явилось юридической базой деятельности кооперативных организаций и предприятий и в значительной степени защищало кооперативы от непредсказуемых последствий в переходный к рыночным отношениям период.

Правление Марпотребсоюза наиболее важным в деятельности кооперативных организаций и предприятий считало укрепление финансового состояния за счет увеличения собственных оборотных средств, сокращение привлечения банковских кредитов, усиление режима экономии.

Главным завоеванием потребкооперации в данный период было то, что она в отличие от многих государственных структур не распалась. А сохранилась как единая целостная система, еще раз подтвердив правоту изречения, что кооперация – дитя нужды в период больших трудностей и потрясений, теснее объединяет и сплачивает людей и в нелегкий для страны период проявляет в полной мере поразительную жизнеспособность. Потребительская кооперация — единственная организация, которая занимается торговым обслуживанием людей в глубинных населенных пунктах.

В 1998 г. правлением Марпотребсоюза были разработаны перспективные программы по всем отраслям деятельности потребительской кооперации. Значительно изменились методы работы руководителей кооперативных организаций по эффективному ведению хозяйственной деятельности, что позволило ряду предприятий войти в число лучших среди кооперативных организаций Российской Федерации.

С 2002 г. наметилась тенденция к росту развития всех отраслей Марпотребсоюза, увеличению основных показателей финансово-экономической деятельности кооперативных организаций.

Совокупный объем деятельности по Марпотребсоюзу за 2007 г. составил 2,410 млрд. рублей. На развитие материально-технической базы потребительских обществ потребсоюзом направлено 64 млн. рублей капитальных вложений, социальную поддержку населения и пайщиков – 86 млн. рублей. Получено 31,5 млн. рублей прибыли. В бюджет и во внебюджетные фонды системой Марпотребсоюза уплачено налогов и сборов 125 млн. рублей. Все отрасли деятельности на сегодняшний день рентабельны.

На 1 января 2008 г. в состав Марпотребсоюза входит 21 кооперативная организация, из них 9 районных потребительских обществ, 1 поселковое потребительское общество, 2 сельских потребительских общества, 7 потребительских обществ, НОУ СПО «Марийский кооперативный техникум», Пансионат с лечением «Кооператор». Количество работающих около 4,5 тыс. человек, средняя заработная плата составила 6,5 тыс. рублей.

 

Видео, посвященное 95-летию Марпотребсоюза

 

Scroll to Top